О ПРОИСХОЖДЕНИИ ДРЕВНИХ НАЗВАНИЙ ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ. ЭФОД ПЕРВОСВЯЩЕННИКА ААРОНА  


Краткая аннотация
В брошюре рассмотрено происхождение древних названий всех драгоценных камней первых порядков, а также некоторых минералогических терминов древнего происхождения, таких, как кремень, обсидиан, горный хрусталь, сталактит, сталагмит.
Показано, что за прошедшие столетия от первых царств Ближнего Востока до появления наук минералогии и геммологии древние названия камней не исчезали, но часто утрачивался истинный смысл названия, и нередко эти названия переходили на менее драгоценные и поделочные камни. Это было связано как с истощением месторождений, именно так случилось с черным благородным опалом, так и с утратой преемственности в культуре камня у народов в силу различных причин.
На основании критического анализа библейских и апокрифических текстов; античных и средневековых авторов; минералогической терминологии во многих языках Азии и Европы удалось восстановить, как представляется автору, первичный смысл названий самоцветов, имеющий в большинстве случаев сакральный характер. Как следствие, удалось выяснить изначальное исчисление камней судного наперсника первосвященника Аарона.
Работа будет интересна священнослужителям, толкователям Библии; минералогам, геммологам и просто искренним любителям камня.
Книга издана в 2007 году.
ISBN 978-5-7509-0983-4
ББК 26.31 К 82
Ростов-на Дону, ООО "Ростиздат", 2007, 64 с.


Предисловие
Человек начал украшать себя с древнекаменного века, это доказано археологическими раскопками, но традиция эта присуща и многим представителям животного мира. Этнография показывает, что украшения появились раньше, чем одежда. Есть отдельные небольшие народы, которые и сейчас обходятся без одежды, но нет ни одного племени, где не было бы украшений. Украшения одновременно были амулетами, оберегами; татуировки, относящиеся к украшениям, были одновременно и магическим знаком рода, племени. Ценность украшений, поэтому, была исключительной и не стоит удивляться, что купцы-мореходы близкого к нам времени у аборигенов, находившихся на стадии каменного века, за грошовые бусы-стекляшки и за цветные ткани делали себе баснословные состояния. Эти традиции оберегов сохранились в тысячелетиях; и до сих пор многие просвещенные люди считают, что аметист предохраняет от пьянства, берилл лечит женские болезни, а бирюза, согласно персидским легендам, спасает человека от царского гнева. Царей и деспотов нет, но до сих пор выходят многочисленные книги о магических и мистических свойствах самоцветов – амулетов и талисманов. И это – не глупость, как кажется на первый взгляд. Действительно, от пьянства аметист не спасет, но то излучение неземной красоты, чистоты и божественности, что исходит от редкого самоцвета глубокого и глубинного цвета может удержать и от плохого поступка, но может подвигнуть и на неимоверные жестокости. История драгоценных камней тому пример. Формулу красоты еще никто не дал, тем более никто не дал и истинную классификацию драгоценных камней, но автор надеется, что в первом приближении идеи автора послужат основой для такой классификации.
Первоначально материалом для украшений были дерево, кость, мягкие камни. Первым минералом, как писал А.Е.Ферсман, был кальцит в виде перламутра раковин. Уже в среднем палеолите известны украшения в виде ожерелий из просверленных раковин. Древнейшими самоцветами, благодаря своей мягкости, были янтарь и гагат, которые наряду с кремневыми и обсидиановыми орудиями являлись предметами межплеменного обмена. Позднее к этим минералам добавились арагонит, агальматолит, бирюза, горный хрусталь, нефрит, агаты и сердолики. В Китае нефрит, известный с древнекаменного века, и агальматолит до сих пор являются любимыми камнями для резьбы. Но настоящие самоцветы могли появиться только с появлением первых царств и первых восточных деспотий. Добыча драгоценных камней и металлов в узких непроветриваемых выработках стала уделом пленников, невольников, рабов. Первые в истории царства возникли в Двуречье, Эламе, Египте, Сирии, Палестине и Малой Азии. Малая Азия, Верхний Египет и Аравийский полуостров богаты камнем, позднее становятся доступны богатейшие россыпи самоцветов Индии и Цейлона.
Вероятно, первая систематизированная коллекция самоцветов появилась в Египте, где каждому знаку зодиака и, соответственно, каждому месяцу года, соответствовал свой камень. Но единственным письменным первоисточником, где были в жесткой последовательности перечислены и названы двенадцать самых выдающихся камней древности, стала Библия. Читая работы минералогов XIX и XX веков, просто поражаешься, до какой степени надо не понимать значение камня в древности, чтобы предполагать в этом списке янтарь, бирюзу, лазурит и другие дешевые поделочные камни. Эти камни носил на груди в специальном нарамнике – эфоде первосвященник Аарон. Гнезда для камней были из золота и дополнительно на плечах было по одному драгоценному ониксу. На каждом камне было выгравировано имя одного из колен Израилевых, следовательно двух одинаковых камней быть не могло.
Древнееврейский язык за века рассеяния евреев был в значительной степени утрачен, поэтому в рамках еврейского текста Библии восстановить состав камней невозможно. Но были переводы на греческий язык, когда семьдесят мудрецов выверяли каждую букву, а буквы были только согласные, поэтому приходилось сверятся с другими древними текстами и советоваться с еврейскими мудрецами. Но они дали каждому камню точное греческое соответствующее название. Потом было много разных переводов и оригинальной литературы, в которых фигурировали те же камни. Шло время, россыпи и месторождения истощались, самоцветов становилось все меньше, царства уходили в небытие, сообщества людей, условно говоря, демократизируются, названия драгоценных камней постепенно переносятся на более простые, поделочные камни. Но не все, название для изумруда, например, не претерпело никаких трансформаций. А вот царский кроваво-красный сард (рубин) постепенно стал сардионом, сардликом – сердоликом. И во всех этимологических справочниках это название, вслед за Плинием, сближают с “сердцем”и “ликом” – “милый сердцу”, хотя милым сердцу, то есть “любимым” был только один камень – аметист, о чем и говорят его латинское и арабское названия. А как попал полосатый оникс в такую компанию, заставляет недоумевать минералогов всего мира. Анализ всех доступных мне источников однозначно показал, что ониксом был благородный светло-зеленый берилл и в случае с этим камнем славянский текст Библии (перевод с греческого языка) абсолютно точен. Можно до бесконечности спорить, что понимали древние евреи под термином питда, но если знать, что он в значительной степени поступал из Цейлона, то все сомнения отпадут, это топаз, а по-цейлонски (синг.яз) – питта. И в этом случае греческий перевод верен. Казалось бы, какие проблемы могут быть с названием яhолом, если еще Абрахам Ибн Эзра (1089-1164) писал, что один “мудрец из Испании” объяснил, что это алмаз. Но толковый словарь Эвен-Шошана понимает под этим словом агат, хотя в иврите агат – это барекет, что тоже абсолютно неверно. Но если знать, что древние народы Ближнего Востока звали алмаз “божественным”: худаи его звали аджемы (персы) и аль-Мас его звали арабы, то этимология термина становится прозрачной. Яhолом по-метатезе родственен Элоhим “Бог” и тогда очевидно, что “мудрец из Испании” был прав.
Из этих примеров видно, что задача решаема достаточно однозначно и автору представляется, что ему удалось избежать “народных этимологий”, которыми богата история минералогии и объяснить многие заблуждения как античных, так и современных минералогов и геммологов.
Автор выражает искреннюю благодарность своему бывшему учителю, а ныне академику РАЕН П.В.Флоренскому, за более чем благоприятный отзыв на эту работу.


Краткое содержание
САМОЦВЕТЫ ХОШЕНА

--- (odem, адам) – “красный, первый….”). Наиболее ярким и первым представителем драгоценных красных самоцветов является рубин. В иврите одем – рубин. Его индийское название – ратнараджа “царское сокровище”. То же мы имеем и в армянском языке – солтэк (от солтэ – “власть”). Термин сард также имеет смысл “царский”. Персидский термин сардар – “главный, главнокомандующий”. Арабский термин йакут (слав. яхонт) имеет сакральный смысл и восходит к Йаhу (Иегуде).

--- (yaholom, яхолом) – по-метатезе это соответствует ---; (элоhим) – “Божественный”. Из древних легенд об А. Македонском: “Это алмаз, который происходит от росы небесной, и поэтому аджемы (персы) зовут его худаи “Божественный”. Арабское название алмаза также сакрально и восходит к Мусе (Моисею) – аль-Мас. В Индии ряд названий: ваджра “алмаз; удар молнии; очень твердый; перун Индры”; диамантийа “алмаз’, от дийа “вода; мир” и мантийа “др. камень”. От диаманта произошел адамант и ясны попытки свести термин к одему(рубину).

--- (pitdah, питда). Пита (санскр.) “желтый”; пиита (санскр.) “желчь”. В языке острова Цейлон пита “желчь”, а пиита “желтый”. Кроме того, питаманийа, питашма – “топаз”. Топазу присуще свойство изменять свою окраску при нагревании, при этом разные температурные слои могут иметь свою окраску. Это знали еще древние, при резании гемм. Топаз часто дает большие кристаллы. Отсюда его европейское название. Термин восходит к Ближнему востоку. Таббуза(араб.) “печь, пекарня”; табэш (тапэс) (перс.) “сияние, блеск; жар, накал”. В др. Индии под тапас понимали особую духовную энергию, приобретаемую путем аскезы. Желчь (пита) с печенью – источник жизненной силы.

--- (sapir, cаффир). Библейский термин восходит к арамейскому sappirah “красивый, прекрасный”. В греческом языке “Нового завета сапферос – “драгоценный камень голубого цвета”. В арабском языке саффир – “сапфир”. В Индии и Цейлоне у сапфира есть торжественное название индраниламаникайа – “драгоценный синий камень Индры”.

---(bareketh, ,баракят). В иврите эвен барекет – “изумруд”. Исконное название камня зумурруд, зоморрод; в Арменни змрухт, в Грузии змури. В Индии изумруд зовут мараката, откуда славянское название с-марагд. Термин зумурруд восходит к имени легендарной царицы Семирамиды (Шумероммат – начало, мать шумеров), жене Шаргалишарри “Царю царей”. Зеленый цвет изумруда в желтой Месопотамии символизировал начало и расцвет жизни. Поэтому еврейское название восходит к барякят “благодать (Божья); к барух “благословенный” или по-метатезе, к бахир “избранный, наилучший”.

--- (achlamah, ахламаг). В наиболее ранних клинописных источниках арамеи называются ахламе “народ”. Этому соответствует арабское ахль и еврейское каhал. В мировой минералогической номенклатуре есть только один народный и всеми любимый камень – аметист. Название – от латинского амато “любимый”; в арабском языке – ашик “любимый”. Камень называли еще и кардинальским, так как при посвящении в сан вручался перстень с аметистом. У армян ванакн “горный хрусталь”, а ванакан ‘монах, монастырский”. Если учесть соотношение цена-качество-распространенность, то это действительно лучший народный самоцвет. Из всех драгоценных камней группа кварца самая дешевая и распространенная, но из группы кварца аметист – наилучший.

--- (yaspeh, яшфе, яспис). Термин соответствует еврейскому яфэ “красивый, прекрасный” и йоффи “красота”. К этому же ряду относится славянское ясный (прекрасный) и санскритские йаша, йашас “прекрасный, славный; красота, слава”. Теофраст писал: “…смарагд редок и, кажется, образуется из ясписа. Говорят на Кипре однажды нашли камень, который был наполовину смарагдом, а наполовину ясписом…”. Из группы бериллов есть только один камень, приближающийся по качеству к изумруду – это аквамарин. С появлением этого удачного термина, смысл термина яспис был утрачен.

--- (shoham, шохам, оникс). В современном иврите шохам – “гранит”. И хотя гранит символ стойкости и крепости, первоначальный смысл термина утрачен. Термин оникс восходит к латинскому unicus “единственный, исключительный”. Это подтверждается термином шохам, по-метатезе хашем “имя Бога”. Кроме этого, в иврите --- означает “рекорд, вершина”, а в иранских языках приставка шо имеет смысл “избранный, царский”. Так, например, имя Мурад-Шо означает, что Мурад принадлежит царскому роду, даже если он сейчас босяк. Можно понять термин так: шо-кам(еа) “исключительный талисман(амулет)”. В Авоте (Гл.5 Мишна 4) сказано, что когда Моисей пересекал Красное море, то “…застывшая вода было подобна стеклу или ониксу, чтобы колена Израилевы могли видеть друг друга”. Найденные артефакты говорят о том, что финикийские стекла были полупрозрачны и зеленого цвета. Можно утверждать, что оникс был светло-зеленым драгоценным бериллом, идущим по качеству сразу за аквамарином. В переводах Библии он называется вирилл, вероклон. О единой природе берилла и изумруда знал уже Плиний: “Берилл, как полагают, имеет ту же природу, что и изумруд…”. В “Новом завете” бериллос “драгоценный камень зеленого или сине-зеленого цвета.

--- (sh’vo, шебо, ahatis, агат). В др. индийских пракритах агаэти “ценный, грагоценный”; в персидском языке аhад “единый, единственный (эпитет Бога), чему соответствует арабское ахади “одиночный; сольный; воскресный”, чему в иврите соответствует яхид и шабат. То есть, камень шебо был единственным, сольным камнем в судном наперснике первосвященника Аарона. Если мы возьмем строки Ш. Руставели в переводе Н. Заболоцкого: “Сели вместе улыбнулись и в лобзании невинном
Обнялись агат с агатом и слились рубин с рубином”, то поймем, что агат был черным камнем. Об этом писал и Г. Амартола: “…оубо камык ахатисъ оусинь е…”. Или другие тексты – “…камень агатов собою чернъ есть…”. К темину агат восходят термины гагат, гагатис “агат; черный уголь”.В персидском языке шабэ “гагат; черный янтарь”; шабранг “агат; вороной конь”. Термины восходят к персидскому шаб “ночь”. Единственным черным камнем из всех драгоценных камней был черный благородный опал, по цене, не уступающий лучшим разностям рубина и изумруда. Так как до открытия месторождений в Австралии, все копи с этим камнем были выработаны, то в средние века подделывали этот камень. Обычные халцедоны вываривали в меду или в растворах меди и прокаливали камень. Такие камни у иранцев, например, назывался и агат и акики сухта “горелый”. Есть в номенклатуре камней одно несоответствие – сейчас кахолонгом называют фарфоровидный слабо просвечивающийся белый опал, вполне заурядный камень. Но в немецком языке Kohle “уголь”, в персидском языке каhол “черный цвет, чернота”, в иврите каhол “синий” (степень яркости черного цвета). Можно утверждать, что в древности черный опал называли еще и кахолонгом.

--- (nophekh, нофек, carbuncle, анфракс, карбункул). В греческом языке анфракс, карбоно “уголь”, а анфракиа “раскаленный уголь, уголек”. Из “Сказания об Индийском царстве” (XII в.) нам известно, что: “…кармакаул…ночью светит, как огонь горит…; кармакаул…ночью же светит тот драгоценный камень, как день, а днем – как золото…”. В персидском языке есть термин шабчараг “драгоценный камень; светящийся ночью; светлячок; волшебный”. Как мы видим, камень не идентифицирован даже у персов. Дословно, шабчарег – это ночник, ночной чараг (плошка). Чараг – это глиняная плошка с носиком, куда заливался жир или хлопковое масло и вставлялся фитиль. Он до сих пор в ходу в кишлаках Средней Азии, Ирана и Афганистана. Наиболее драгоценной разностью из группы камней, обладающих александритовым эффектом, я вляется александрит (хризоберилл). При изменении спектра падающего освещения от высокочастотного до низкочастотного, цвет камня меняется от зеленовато-синевато-фиолетоватых оттенков до кроваво-фиолетово-красных цветов. Наиболее эффектен фиолетово-красный цвет камня при освещении его углями очага или костра. Если мы это учтем, а тем более это учтет человек, бывавший в деревенской кузне, то поймем и еврейский термин нофек. Напах (нафах) в иврите “кузнец”; напеах, нафуах “раздувать, быть надутым (кузнечные меха)”.

--- (leshem, лешем, jacinth, гиацинт). В латинском языке hyacinthinus (заимст. из греч.) “гиацинтовый; фиолетовый, фиалково-синий”. По цвету фиолетовой мечеобразной лилии. Hyacinth, jacinth – драгоценный камень из группы циркона. Имеет и другое историческое название – ligirion (лигирий). Минералоги предполагают, что термин циркон восходит к персидскому ---;ргун “золотистый, золотой”. Однако, в арабском языке заркун “циркон, гиацинт”; термин восходит к слову зарак “синева, быть синим; лазурь”. Эта терминология подтверждается и европейским названием циркона. Надо полагать, что первые цирконы были именно этой гаммы цвета. Ювелирные разности циркона (как и сам минерал) обладают двумя особенностями – 1. блеск, восходящий до блеска шлифованных алмазов; 2. исключительная хрупкость. О сложности шлифовки этого камня, учитывая его хрупкость, писал еще Теофраст, а сильный блеск лег в основу его терминологии. В иврите - лизhор, лизроах “сиять”, где, как мы понимаем, корнем является лиз (лис). Этот корень родственен славянскому слову б-лес-к, английскому слову b-laz-ing “яркий”; датским lys “свет; яркий”, lyshed “яркость”; санскритскому leçya [ лешйа ] “свет”. Термин лигирий (ликурий) восходит к латинским lux, lucis “свет”; luxi “сиять” и к английскому light “свет”. Последнее слово, как мы знаем, читается с исторических позиций – неправильно.

---; (tarshish, chrysolitos, хризолит). Его европейское название – самое точное – оливин, по цвету свежего оливкового масла. Именно такого цвета мне попались оливины из кимберлитовой трубки “Мир” в Якутии.
Это единственный камень хошена, где тождественность терминов таршиш и хризолит мы не можем подтвердить ни лингвистически, ни минералогически. Родиной исконного названия оливина является Ближний Восток. Забарджад (оливин, хризолит) имеет также сакральный смысл – от забар “высший” и джаду, джадд “волшебство; величие”. Греческий термин хризолит “золотистый камень” является неудачной калькой семито-иранских терминов: в арабском языке зарйаб (забар – по метатезе) “жидкое золото для золочения”; в персидском языке ---;раб (забар) “краска из золотого порошка; вино золотистого цвета”. Термин таршиш все связывают с источником этого камня с южной Испании, исторической Тертесссидой. Автор, профессиональный геолог, зная какие металлы получала Финикия из Испании, все же сомневается, что в Южной Испании были необходимые комплексы ультраосновных и основных пород, в которых только и могут быть месторождения оливина или перидотита.


Ccылки на другие страницы
Главная


 
Hosted by uCoz