Кратко о содержании книги "Донской Улус Золотой Орды. Очерки топонимики Донского края"  


Основная идея
Донской Улус Золотой Орды (нач. XIII века – 1395 г.).

Выяснены этимологии практически всех древних топонимов Нижнего Дона. На основании семантики древних топонимов доказано существование на Нижнем Дону средневекового государства в составе Золотой Орды, названного нами Донским Улусом.
Донской, главный, Улус Золотой Орды с центром в Каракоре существовал в период – с первой четверти XIII века до 1395 года, когда был уничтожен нашествием Тимура.
Подробнее - по электронной почте: toponimidon@narod.ru


Вводная часть
Современная историческая наука относит территорию Нижнего Дона к территориям с кочевым или полукочевым способом ведения хозяйства на всем протяжении средних веков, вплоть до появления казачества. Из этого положения однозначно вытекает вывод, что подавляющее количество географических названий (топонимов) должны относиться к периоду - не ранее появления казачьего населения. Это очевидно, так как до нашего времени древнее название конкретного населенного пункта может донести только оседлое, из поколения в поколение, население данной местности.
Беглый обзор топонимов Подонья приводит к выводу, что топонимы принадлежат всем без исключения историческим эпохам, как и на любой другой, произвольно взятой, обширной территории Европы или Азии, что уже само по себе опровергает точку зрения об исключительном кочевничестве Нижнего Дона.
Ряд ключевых или знаковых топонимов автоматически выстраиваются в смысловую систему, свидетельствующую о существовании государственного устройства в золотоордынское время.
Поэтому автором была поставлена задача, посредством этимологии и систематизации топонимов, увязки их с известными историческими событиями, выяснить, что представлял собой Нижний Дон в этот период.
Были использованы карты масштаба 1:200000; карты более мелкого масштаба не содержат полной информации, а карты крупного масштаба содержат “высокочастотные помехи“ в виде микротопонимов, не обладающих принципиальной значимостью.
Так как, единственность или распространенность топонима является очень важной характеристикой, была систематизирована значительная часть топонимов юга России и Украины до Средней Волги, в необходимых случаях привлекалась вся известная автору география Евразии.
Перед доказательством рассмотрим несколько примеров, дающих полное представление о методике системно-исторического подхода автора в этимологии и, косвенно, подтверждающих выдвигаемую автором концепцию.

ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГИ

Донские менгиры (Керчик-Савров)........Берданосовка........Хапры........
Халыбо-Адабашев........Кадамовка........Хутор Веселый........Хутор Аржановский........Хутор Ажинов........Аксай........Батайск........Большая Кутерьма........Сусат........Река Чир........Мертвый Донец........Черкасский Городок........Хутор Талалаевский........Султан-Салы........Атаман........Донские рудознатцы........УЛУС ЗОЛОТОЙ ОРДЫ........1. Большая Мечеть........2. Бронницы........3. Каракорум........Словарь некоторых местных географических названий, не вошедших в очерки........ПРИЛОЖЕНИЯ........Запад есть Запад, Восток есть Восток........Иван Данилович (Калита) и прекрасная Кармен........Азазелло........Об авторе........Отзывы........Список литературы


Несколько отрывков из книги
РЕКА КУТЕРЬМА
Слово “кутерьма“ общеизвестно в России, имеет неопределенный смысл, по В.И.Далю – “суматоха, неразбериха“, также, “вьюга, непогода“. Слово, безусловно, тюркское, но в результате отдаленности времени заимствования утратило свой первоначальный смысл.
Именно поэтому все попытки этимологов объяснить это слово, оказались неудачными и вся предложенная лексика, как пишет М.Фасмер “не может считаться несомненным первоисточником“. В нашей системе эта задача решается просто.
В дельте Дона два гирла называются Кутерьма и Большая Кутерьма. Более таких гидронимов ни в Европе, ни в Азии нет. Для специалиста, знающего Дон и Среднюю Азию этимология этого слова не представляет серьезных трудностей, более того она очевидна.
В среднеазиатской чайхане операция заваривания чая называется “кайтарма“ или по-русски “туда-сюда“ (сленг) – переливание из чайника в пиалу. В узбекском языке
кайтармок, где “–мок“ является глагольным окончанием, означает “возвращать, поворачивать“. На Дону часты сильные западные, нагонные ветра, когда течение действительно поворачивает вспять, а при порывах ветра, именно, “туда-сюда“.
Видимо не стоит пояснять, что термин мог появиться только на Нижнем Дону, где для этого существует оптимально необходимый комплекс физико- географических посылок
С течением времени этот гидроним, ставший исконно русским словом, распространился по всей России и был зарегистрирован В.И.Далем.
Такое же, но значительно реже встречающееся явление известно на р.Волхов.
При сильных нагонных ветрах или под напором льда вода в р.Волхов текла вспять.
“Бывало, что Волхов шел по несколько дней против течения, то есть обратно в Ильмень и наводил ужас на жителей“ (Т.А.Новичкова). Откуда совершенно ясна этимология названия – река Волшебная (Колдовская, Волхвовская).
Тот факт, что точное значение гидронима “Кутерьма“ мы находим именно в узбекском языке и только в нем, хотя приблизительно близкие значения существуют и в ряде других тюркских языков, позволяет нам сделать предварительный вывод, заключающийся в том, что определенная часть тюркских племен, ставшая ядром народа, впоследствии принявший этноним “узбеки“, вышла из низовий Дона.

РЕКА ЧИР.

Второй пример, связан с первым во многих отношениях – река Чир, правый приток Дона имеет младший омоним – теку Чирчик, близ Ташкента, впадающий в Сыр-Дарью.
“Чирчик – малый Чир, где чир форма компоненты сыр названия Сырдарья (чередование С–Ч - явление обычное) (Е.М.Поспелов). Гидроним Сыр удовлетворительной этимологии не имеет.
В Крыму близ Бахчисарая течет небольшая речка Чурук-су, а на Нижнем Дону – Джурак-сал. Это близнецы, так как переход Ч–ДЖ также обычен при заимствованиях – джувал – чувал; таджик – точик; чин – джин и т.п. В славянских языках есть слова журчать, дзюрчати, которые М.Фасмер считает звукоподражательного происхождения, как, например, немецкое мурмуре. Если с этим не согласиться, то источник надо искать в индо-иран. языках. Чори (тадж.) “проточный“; джари (перс.) “текущий, льющийся, струящийся“; джу (перс.) “ручей, канал, русло ручья“, восходят к др.инд – джала (санскр.) “вода“; джири (санскр.) “льющаяся вода“. Таким образом, слово “журчать“ точно отражает смысл, а Джурак, Чурук, Чир и Сыр не что иное, как “струящаяся вода“, причем ДЖ (Ч) первично по отношению к С. Считается, что название Сырдарья получает распространение лишь в XIX веке (Е.М.Поспелов), но более вероятно появление этого гидронима в середине XV века с исходом части тюркских племен из Деште Кыпчак в Среднюю Азию.

СУЛТАН-САЛЫ

В нескольких километрах к северо-западу от Ростова расположены поселки Султан-Салы и Большие Салы. “Салы, Сала“ – довольно древний и распространенный в Евразии топоним.
По-видимому, наиболее древнее упоминание такого названия можно найти у Геродота: “Местность эта показалась Ксерксу подходящей для смотра и подсчета боевых сил, что царь и сделал. А все корабли, пришедшие в Дориск, Ксеркс велел навархам причалить к соседнему с Дориском побережью, где лежат самофракийские города Сала и Зона, а на самом конце находится знаменитый мыс Серрий“ (Геродот. 59.). Рядом в Италии не редки подобные названия – Сала-Консилина, Салерно и т. п.
Эмир Казаган (прав. 1346-1358 г.г.), последний перед Тимуром сильный правитель Мавераннахра “зиму проводил в Сали-Сарае, лето в Хуттоляне…” (А.Ю.Якубовский “Тимур“ 1946 г.).
В XV веке население Кафы становится по преимуществу армянским, а между Кафой, Судаком (Солдайя), Карасубазаром, Солхатом (Эски-Кермен) образуются армянские землевладения: Сала, Топлу, Бахчели, Нахичеван и т.д. С захватом Крыма Османской Турцией в 1475 году положение армян в Крыму резко ухудшилось. Поэтому конец XV века – последняя возможная дата появления Султан-Салов на Нижнем Дону. Так, например, позднее на Дону появился г. Нахичевань, основанный в 1778 году крымскими армянами и греками, переселенными сюда Екатериной II. Хотя Султан-Салы могли появиться и значительно раньше, учитывая древность названия.
На севере Европы, в Швеции, в Уппленде (Главной земле) известен исторический город Уппсала. Предполагают, что основан он был в 600 году, а в 1080 году под влиянием христианства в Уппсале было уничтожено главное языческое капище, где совершались человеческие жертвоприношения. Здесь же свейские конунги выбирали своего короля на общем тинге, на знаменитом лугу Мура. О разрушении Уппсальского храма А.Бременский писал: “Говорят, что король Сведии Олаф проявлял большую любовь к вере… и приложил много усилий к тому, чтобы разрушить Убсолу – святилище ложных богов, находящееся в центре Свеонии“ (“Скандинавская мифология“ М.СПб. 2004 г.). Это название не обошло внимания топонимии – “С 1280 г. Упсала – “верхняя часть селения Сала“ (швед. сала – “гористый“) (Е.М. Поспелов “Топонимический словарь“ М.2002 г.). Дело обстоит несколько иным образом.
Из вышеприведенных примеров очевидно, что обобщенный смысл слова сала – “селение, город“. В немецком языке uppig “обильный“; uppiger “роскошный“.
В шведском языке UPP означает “вверх, наверх”, но более точный смысл определения “Упп” передает в данном случае английский язык, где upper - “верхний высший; верхушка общества”. И тогда Уппсала имеет смысл – “Верховный город“, роскошный город, где находилось главное божество народа, что точно соответствует его историческому значению. Совсем недалеко, кстати, был город с близким по смыслу и по значению названием и тоже с пантеоном богов – “Господин Великий Новгород“.
Султан-Салы – тоже не рядовое село. Солтэ (перс.) – “власть“, откуда Солтан – “султан, государь, монарх“; в исторической литературе часто – “принц“. Сала, салайа (синг.) – “дом, жилище; зал, большая комната“, откуда в европейских и ряде других языках – “салон, холл, зал“. А сабасала – “дом для собраний“; ас сала – “стойло для лошадей, конюшня“, где ас – относится к лошадям, как го – к крупному рогатому скоту. В тюркских языках “сал“ является весьма продуктивным корнем, ряд которых, вероятно заимствованных, нас интересует. Это салаш (тур.) – “торговая палатка, барак“, как и русское “шалаш“ восходят к общему источнику. Сал (тюрк.) – “очаг; место в юрте, где раскладывают огонь“. Праформа этого слова в тюркском сал “класть, строить, сооружать, воздвигать (дом, стены, закладывать фундамент)“ (“Этимологический словарь тюркских языков ЛМНПС“ М. 2003г.).
Возможно, русское “село“ имеет своим происхождением сала, как русское “весь“ восходит к санскриту: вис – “жилище, селение“. В языке пали, представляющем раннюю стадию ср.индийских языков форма “–сала“ является суффиксальным детерминативом, используемым в названиях “сооружений, жилых помещений, ступ, мест захоронения и т.д.“ (Т.Я.Елизаренкова, В.Н.Топоров “Язык пали“ М.2003 г.).
В семи километрах по речке ниже Султан-Салов расположен п. Крым (Керим) и п.Чалтырь; у впадения этой речки в Мертвый Донец находится пос.Мокрый Чалтырь. Название “Чалтырь“ – редкое и единственное на юге России. Очевидно, корнем является “чал“, а “тырь (тер)” – древний суффикс деятеля, как и в топониме “плугатарь“. У В.И.Даля чал, чалка – “причал; веревка, коей судно зачаливается к берегу, другому судну“. Чалить – “вязать, связывать, причаливать“. Действительно, Чалтырь расположен очень удобно для устройства причала и порта; также расположен Ростовский порт – у впадения р.Темерник и Аксайский порт – у впадения р.Аксай. Порт в Чалтыре мог быть с середины XIV века до конца XVIII века, когда реки были значительно полноводнее. При Петре Великом и позднее ныне ручей Темерник был судоходен на многие версты от устья.
М.Фасмер сообщает, что были попытки этимологизировать слово чал, чалка, (при)чалить через родство с литовским “стремя, петля“; с древневерхненемецким “узда“; с греческим “корабельный канат“; с армянским “канат“; с тюркскими “чалма, обматывать“ (“Этимологический словарь русского языка“ Т.4. М.2003 г.). Добавим, что понять происхождение слова с использованием иранских и арабского языков тоже не удается.
Решение, по-видимому, заключается в той цели, которая достигается в результате операции чалить (связывать) – “получение связного целого, цельного“. В славянских языках слова, определяющие понятия “целое“ и “целовать“ однокоренные, это же мы наблюдаем практически и в латинском, в отличие от греческого. Слово поцелуй, целование (В.И.Даль) – “лобзание, обнимание; привет, поздравление, желать целости и здоровья; принятие присяги на верность (откуда историческое понятие “целовальник“). В польском это – цалус, а в латинском салус – “неповрежденность; здоровье, благосостояние, благополучие, благо, приветствие, поклон. “Салве (лат.) – “здорово, благополучно“; салвус (лат.) – “невредимый, целый“. Слово целование в славянских языках вторично по отношении к слову целое. От слова “целовать (цаловать)“ произошло “чаловать, причаливать”, и до сих пор при неудачном и резком причаливании или парковке большинство использует не какой иной, а глагол “поцеловать“.
На юг от Чалтыря, на другой стороне дельты Дона расположен древний город Азов. Город был основан греками в III веке до нашей эры и назывался Танаис. В X веке Азов входил в состав Киевского государства. Топоним Азов долгое время объясняли, связывая его с личным именем Азум или Азук, которое носил половецкий хан, убитый при взятии города половцами в конце XI века. Более вероятной считается иная гипотеза; по ней в качестве основы для названия местности, а потом и города могло послужить слово азак, азан в значении “низ, низкое место“ (М.В.Горбаневский “В мире имен и названий“ М.1983 г.). Е.М.Поспелов предполагает, что название Азов, через промежуточную форму Азау произошло от названия Азак (тюрк. азак “устье реки“), городе, возникшем в XV веке на развалинах античного Танаиса (“Топонимический словарь“ М.2002г.). Действительно, в трех километрах к западу от Азова, на протоке, существует небольшой пос.Узяк.
В Северном Казахстане известны древние горные выработки (медь) в местечке Бакр-Узяк, которое объясняется, как Медный Лог (Д.А.Авдусин “Археология СССР” М. 1977г.). Так как объяснение неверно, рассмотрим ряд фонетически близких слов с разным значением. В татарском и в некоторых других тюркских языках узен – “долина, лог“. В турецком – глагол узанмак имеет одно из значений “тянутся, простираться“. Слова, вероятно, восходят к древрнетюркскому узун – “длинный, долгий“. Все новости в пустынях Средней Азии мигом узнаются благодаря узун кулак – “длинное ухо“.
В качестве гидронима, слово “узень“ встречается на обширной территории. Так, в Крыму реки – Сафун-Узень, Узень, Улу-Орто-Узень, а в Дагестане из более, чем восьмидесяти речек, девять в своем названии содержат формант “озень“. Вероятно, возможна какая-то связь с монгольским – усн “вода“.
Оз (ез) (др.тюрк.) – “долина, проход между горами“, а озак (езек) – “ущелье, узкий проход в горах“, откуда происходит русское определение “узкий“. Это слово объясняет такой топоним, как п.Узяково в Самарской области (севернее Жигулей), так как геоморфология в районе поселка точно отвечает названию, но название азовского Узяка оно не объясняет. Поэтому рассмотрим другой ряд слов.
Йази (др.тюрк.) – “степь, равнина“; йазак (др.тюрк.) – “пастбище“. Вполне возможно, что в районе донского Узяка были и есть отменные пастбища, но мне больше импонирует другая этимология. Эта этимология базируется на военно-стратегическом предназначении Азова, как города-крепости. В иранских языках йазак – “отряд разведчиков, ночной патруль или дозор“. В принципе, расположение Узяка, у впадения протоки в Дон у западного форпоста Азова, больше соответствует последней версии. В конечном итоге, дело в том, к какому историческому временно-языковому периоду относить возникновение названия.
Очевидно, топоним Азов требует самостоятельной этимологии, так как мы выяснили, что к Узяку Азов отношения не имеет. Краткость корня этого топонима – аз (ас) не оставляет большого выбора этимологии: Азов – “город азов“. Этнонимы и топонимы с основой ас или аз зафиксированы на обширной территории от Алтая и до Урала, Кавказа и Крыма (“Ономастика Средней Азии“ М.1978г.). Как пишет Л.Н.Гумилев, народ азы известен с VIII века и были в Центральной и Средней Азии соседями кыпчаков (половцев) (“Древние тюрки“ СПб. 2002г.).
У А.Вамбери среди тридцати двух узбекских племен племя асов фигурирует под номером девять. “Этноним ас среди потомков дештекипчакских узбеков сохранился в памяти стариков вплоть до наших дней в качестве названия одного из подразделений племени “сарай“ и хорезмских кыпчаков. Узбеки-асы в Хорезме приводятся в числе крупных племен, в одном ряду с племенами кыпчак и найман“ (“Ономастика Средней Азии“). Учитывая постоянное соседство кыпчаков и асов, на Дону асы могли появиться с первой волной половцев. А так как, по нашему убеждению, формирование узбекской народности имеет своим началом Приазовье, Нижние Дон и Волгу – Деште Кыпчак, то наличие топонима Азов на Дону вполне закономерно.

БАТАЙСК

В книге «Географические названия мира. Топонимический словарь» (Поспелов Е.М. М. 2002) Батайску уделены следующие строки: “Постоянное русское селение на месте современного города возникло во второй половине XVIII века. Название по имеющейся в селении небольшой р. Батайсу – “река Батыя”; возникновение этого гидронима предание связывает с именем хана Батыя, XIII в. С 1938 г. город Батайск”.
Приведенное объяснение вряд ли сможет удовлетворить вдумчивого читателя, да это и понятно, приведенная этимология – очень типичный и очень характерный пример народной этимологии, основанной на фонетической близости Батай-ска (недалеко п. Мокрый Батай) и Батыя (Бату-хана).
Все народные этимологии, как правило, и историчны и романтичны. Это хорошо знают экскурсоводы. Как с юмором пишет Л.Н. Гумилев: “…на Волге все утесы приписаны Степану Разину, в Монголии – все руины – Чингисхану”.
Приведу еще один пример народной этимологии из местной географии – в Ростове многие знают балку Кизитеринку, ниже Кобяковой балки (Кобяково городище). Народное предание так объясняет это название (в очень кратком изложении) – у ногайского князя Иштерека было много жен, но не было детей. Нак


Ccылки на другие страницы сайта
главная страница
приглашение к общению
об авторе
фотографии и рисунки


 
Hosted by uCoz