ЧЕРКЕСЫ  


( О происхождении этнонима)

Форма этнонима адыгского народа черкес появилась относительно поздно, на мой взгляд, не ранее XIX века. В языках мира этот этноним дается, как правило, в формах Черкас, Чаркас, Cirkass и т. п. Для нас принципиально важным является то обстоятельство, что вторая гласная – всегда “а”.
Донской дореволюционный историк Савельев Е. П. в своей книге “Древняя история казачества” (2002 г.) писал: “Название черкесов, которые сами себя именуют “адигами”, происходит от персидского слова “серкеш”, испорченного грубыми устами горцев, и тоже значит (тоже – потому, что автор имеет в виду казаков. А.К.) – “неподвластный, бунтующий, вольный”. В примечании автор добавляет, что в буквальном переводе серкеш – это головорез.
В персидском языке сар, сар “голова”; кроме того, слово является первым компонентом очень многочисленной группы сложных слов с самыми разными значениями от “предводителя” до “подвыпившего”. Слово, которое приводит Савельев, а именно саркеш, саркаш в персидском языке имеет значения “непокорный, мятежный; упрямый, непослушный, норовистый” и, иногда, но редко, - “гордый, высокомерный”.
В принципе, формально можно “слепить” слово - “головорез=убийца головы” – это будет саркош, так как кош является вторым (иногда – первым) компонентом сложных слов со значением “убивающий”. Однако, занятие это бесперспективное и неблагодарное.
Близкая семантика слов саркеш и казак подвигла Савельева на упорные попытки увязать этимологически эти два слова посредством перехода от черкеса к касогу, и, таким образом, к казаку. Эта версия крайне неубедительна, так как определение саркеш применима к любому горцу Кавказа, будь то адыг или абхаз, или авар; во вторых в персидском языке этноним черкес четко определен и зафиксирован – это чаркас.
В монографии крупного кавказоведа С. Хотко “Цивилизация Кабарды” (2008 г.) изложена другая версия происхождения этого этнонима.
По Ибн Русту (X в.) полиэтническое Аланское царство делилось на четыре племени; “почет и власть принадлежало племени, называемому Дахсас”. Историками было предположено, что Дахсас может являться искаженной формой персидского наименования черкесов – Чахар-кас (араб. Джихар-кас), то есть “четыре клана (кас)”. При этом форма черкас (от джаркас, чаркас, шаркас, ал-джихаркас) считается упрощенной формой под влиянием тюркских языков.
“Версия эволюции от джихаркас к черкас была выдвинута крупным востоковедом В. Ф. Минорским. Она была полностью воспринята Г. В. Вернадским. Убедительно выглядит связь черкас с раннесредневековым этнонимом кас, использовавшимся в арабо-персидской, еврейской, древнерусской традициях для обозначения “зихов” (С. Хотко). Но откуда же взялся джихаркас? Из Дахсаса этот термин вывести невозможно!
В этой версии многое от лукавого. К чему ссылки на арабский язык? Вероятно потому, что невозможно перевести фонему “Д” в этнониме Дахсас к фонеме “Ч”, не используя арабский язык, где дифтонг “Дж” в индоиранских языках передается, как “Ч”. Далее, чтобы увязать количество племен – “четыре”, взята персидская форма чаhор, ч[аh]ар, хотя можно было бы взять и формы чор, чар, цалор (а в семитских языках вообще - “четыре” – арба, арба). Тогда без всяких ухищрений – чаркас – “четыре племени”, но тогда возникают непреодолимые трудности и исторического и лингвистического порядка.
С чем нельзя не согласиться, так это с тем, что вторая компонента аллоэтнонима восходит к автоэтнониму – к кас (кæсг), к касогам русских летописей. Но это вывод нисколько не вытекает из всех предыдущих этимологий.
Ниже я привожу свою версию происхождения этого этнонима дополненную сведениями из монографии С. Хотко. Эта версия возникла при попытке объяснить происхождение названия поселения Черкасский городок на Нижнем Дону (Кривошеев А. А. “Донской Улус Золотой орды”. 2007 г.). С. Хотко пишет, что этноним античных и более поздних времен “зих” постепенно исчезает с XIII века и заменяется именем “черкес”, возникшим в среде тюркоязычного населения для обозначения адыгов. И, далее, город Черкассы на Днепре уже существовал в 1305 году. Таким образом, новый этноним возник ранее XIII века. Можем ли мы оценить, сколько необходимо поколений, чтобы новый этноним был окончательно усвоен? Если приближенно, то – можем. Как известно монгольское племя ойраты сейчас более известны под именем калмыки. У. Э. Эрдниев в своей монографии “Калмыки” (1985 г.) писал: “Процесс формирования калмыцкой народности в степях Нижнего Поволжья, Прикаспия и Предкавказья занял почти два столетия (конец XVI – середина XVIII в в). Если мы возьмем этот порядок цифр, то в XI веке нужно искать событие, приведшее к необходимости появления нового этнонима.
Ключевым моментом в этом вопросе является дата основания Черкасского городка. Историки единодушно считают, что городок основан во второй половине XVI века после возвращения из похода на Астрахань в 1569 году. Однако по климатическим условиям второго тысячелетия он не мог быть основан ни в XVI веке ни, даже в XIII. Городок расположен в пойменной части Дона и целые столетия терпел катастрофические последствия затоплений в половодья; вода стояла много месяцев. Вот поэтому, в какое то историческое время стали возводить вторые этажи, совершенно не типичные для Подонья, а в 1806 году, не выдержав этих бедствий, администрация Войска Донского переехала в Новый Черкасск. На воде городок не построишь, следовательно, он был основан в иной климатический период, когда половодья были малы и незначительны. Благодаря фундаментальной работе А. В. Шнитникова и не менее фундаментальной работе Борисенкова Е. П. и Пасецкого В. М., мы знаем степень увлажнения и водообильности Северного Полушария приближенно – за 10000 лет и, довольно подробно, за второе тысячелетие (Записки географического общества Союза ССР, том 16, 1957 г.; Тысячелетняя летопись необычайных явлений природы, 1988 г.). За последние 1100 лет больших половодий не было в интервале 1000-1200 лет, а в интервале 1000-1100 были минимальные паводки.
Наиболее крупным событием в XI веке, связанным с касогами и с Приазовьем, был поход Мстислава Удалого с полиэтническим войском, значительную часть которого составляли касоги, на Киев. В 1023 году в битве при Листвене, в 40 верстах севернее Чернигова Мстислав одержал победу над братом Ярославом. Так как Ярослав привлек на помощь варягов, то победа показала превосходство кавказской военной и конной выучки над варяжским воинским мастерством. Однако Мстислав не воспользовался победой и братья разделили владения по Днепру. Мстислав занял левобережье со столом в Чернигове (реки Десна, Сейм, Псел, Сула, Суджа); Ярослав – правобережье со столом в Киеве. Так, на мой взгляд, появились черниговские касоги, или черни-касоги, а, в контаминации, – черкасы. На века возникла живая связь черниговщины с Доном, Таманью и Северо-Западным Кавказом, исконных территорий адыгов. Все исследователи, включая и знатока быта адыгов Хан-Гирея отмечали удивительное сходство адыгского плуга с украинским (Калоев Б. А. “Земледелие народов Северного Кавказа”, 1981 г.). И еще два любопытных совпадения – в адыгском и кабардинском языках понятие родина – rodin и rodinə соответственно, а народ – narod. Исключительный случай для кавказских языков. Тогда же и должны были появиться черкасские топонимы, которые и сейчас существуют на картах. Такие гидронимы, как Сула и Суджа требуют тщательного этимологического анализа, но гидроним Псел очень вероятно имеет адыгское происхождение. Адыгское слово псе, псы имеет значения “вода; река”. Близко им эти понятия и в абхазском, абазинском и убыхском языках.
Киевская летопись, повествуя о времени Мономаха (начало XII века), знает и говорит о Черкасах, называя их также Чорные Клобуки. Если мы посмотрим иллюстрации в книге С. Хотко, то увидим, что это действительно клобуки, а не колпаки. Истории известны и Чорные Колпаки (каракалпаки – тюркский народ).
Топонимы с основой “черкас” распределяются следующим образом.
Районы восточнее Днепра – Черкасская, Донецкая, Днепропетровская, Липецкая, Белгородская – по одному топониму; Полтавская, Харьковская, Курская, Калужская, Московская – по два топонима; Волгоградская – пять топонимов; Ростовская – четыре; Воронежская – три.
Район Карпат – Тернопольская область – два топонима; Болгария – два; Румыния – один. В Болгарии и Румынии топонимы в форме “черкез”.
Район Кавказа – в Ставропольском и Краснодарском краях – по одному топониму; в Дагестане – два.
Черкесы (касоги) и казаки. Дореволюционный историк Устрялов писал, что донские казаки гордятся своим происхождением от черкесов и сами называют себя черкесами (Савельев Е. П.). Дело здесь, видимо, в том, что образ жизни, воинская и конная выучка, оружие, одежда и весь, так сказать, менталитет черкеса вызывал уважение и желание подражать. Не случайно в русских героических былинах часто упоминается “черкальское” оружие и седло. Большое значение имело и отношение к лошади, не как к тягловой скотине. Вероятно, только у кабардинцев существует поговорка: “Грешно есть хлеб, полученный с пашни, вспаханной лошадью”. Также считаю неверной точку зрения С. Хотко о связи черкесов с запорожским казачеством. Он считает, что те черкесы из Бештау, которые пришли в 1282 году на Днепр от баскака Курского княжества и основали Черкассы, генетически связаны с возникновением казачества. “Это летописное сообщение считается первым документальным свидетельством о происхождении запорожского казачества”. Но население четко различало черкасов и казаков. Паломник в Царьград Трифон Коробейников под 1593 годом писал: “…в 101 году в великий мясоед пришли Черкассы, Днепровские казаки, и тот городок сожгли” (о городке Полонске).
Пытаясь удревнить историю казачества, делались попытки сопоставить название с этнонимами казарами (хазарами), черкесами (касогами) и т. п. Однако казаки – это не этнос; впоследствии он, возможно, и стал субэтносом. Суть и исторические корни казачества ясно изложены в работе доктора наук Т. Султанова “Кто такие казахи” (“Родина”, №2. 2004 г.). Тюркский термин казак имел социальное значение и обозначал свободного, вольного храбреца, удальца. Этническая принадлежность никого не интересовала. Донские казаки появились исторически неизбежно, по моему твердому убеждению, в период “замятни” и смуты возникшей в Золотой орде в XIV веке. А точной датой (условной) возникновения казачества я считаю 1395 год, когда Тимур покончил с государственностью Золотой Орды в Предкавказье и на Дону. Западноевропейский путешественник Э. Кемпфер писал в XVII веке о донских казаках: “…народ, называемый казаками, совершенно отличен от настоящих казаков, которые являются народом турецкого происхождения и магометанского вероисповедания и населяют страну поблизости Туркестана; хотя верно и то, что оба эти народа вначале имели общее происхождение, также как и название” (Иностранные известия о восстании Степана Разина, 1975 г.). Как известно, самоназвание казахов является казак. Так они себя называют и до сих пор. Как и узбеки они покинули Нижний Дон, Поволжье и Предкавказье и ушли в Азию, на родину предков. На Дону остались донские казаки, естественно самого разнообразного национального состава, но с преобладанием русского языка и христанского вероисповедания. Тогда же возникло и атаманство. Ата-атман (Отец всадников) = атаман (в контаминации). Корнем слова казак является кез “ходить, бродить, странствовать”. “-Ак” – широко распространенный в Средней Азии этнонимообразующий формант.
Чингиз-хан – Джин-гиз – “Злой Дух, бродящий по Свету”.
Тимурланг – “Железный Хромой”; Тимурленг – “Железная нога (стопа)”.
Думаю, по аналогии с Железным Бисмарком вторая этимология более достоверна.


Познакомься с народом


 
Hosted by uCoz